Распечатать страницу

Образовательная миграция в Украине ООЛ

« Назад

В условиях глобализации, европеизации социально-экономических процессов и явлений возрастает значение образовательной миграции как важной, интеллектуальной по содержанию формы миграционных перемещений населения.

миграция, миграция студентов

На европейском уровне политика в сфере образования и науки развивается в пределах Лиссабонской стратегии. Украина унаследовала систему образования, в которой размещение вузов по профессиональным направлениям соответствует территориально-отраслевой структуре экономики.

Вследствие этого наиболее промышленно развитые регионы - Харьковская, Донецкая, Днепропетровская, Львовская, Одесская области, город Киев стали крупными центрами предоставления образовательных услуг населению, привлечение миграционных потоков желающих получать образование.

В советский период молодежь при поступлении в тот или иной вуз руководствовалась в основном соображениями: престижности вуза по критерию минимизации усилий на перемещение из сельской местности в города. Поездки на учебу в город, другую область (регион) способствовали формированию и накоплению значительного миграционного опыта, практики обособленного проживания от своей семьи.

Сегодня города и регионы с развитой сетью вузов являются центрами притяжения миграционных потоков желающих получать образование. Уже сейчас существенно возросла конкурентоспособность бывших периферийных вузов, областные города таких регионов, как Волынская, Тернопольская, Закарпатская, Ровенская, Хмельницкая обл. перетягивают на себя значительную часть межрегиональных потоков студентов.

образовательная миграция в Украине

В региональном разрезе анализ изменений объемов внутри- и межрегиональной образовательной миграции позволяет определить следующие особенности образовательной миграции на внутри- и межрегиональном уровнях.

1. Рост количества студентов, проживающих за пределами нахождения вуза, зажигает о росте объемов образовательной миграции на внутри- и межрегиональном уровнях. Итак, с включением в образовательные перемещения часть выпускников школ могут изменить социальную среду, повысить свой социальный статус.

2. Если рассмотреть вузов тех областных центров, в которых в бывшем Союзе и во времена Государственной независимости традиционно тяготели образовательные миграции, то их доминирующие позиции (по удельному весу приезжих студентов) в основном сохранены. Но если в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской обл. доля приезжих студентов практически не изменилась, то во Львовской обл., г. Киеве напротив состоялось их увеличение (абсолютное и относительное), а в Одесская обл. - уменьшение этих показателей.

3. Важным индикатором, по которому можно оценить объемы образовательных миграций в Украине, доля сельской молодежи в общем числе лиц, зачисленных в вузы I-II уровней и вузов III-IV уровней аккредитации.

образовательная миграция в Украине ООЛ

Сегодня объемы образовательной межрегиональной миграции существенно корректирует фактор роста филиалов вузов во всех регионах страны, главные вузов которых расположены в других городах. Влиятельность этого фактора ведет к существенному уменьшению межрегиональных образовательных потоков. Влияние этого фактора на объемы образовательной миграции можно рассматривать с двух сторон.

С одной стороны, функционирование структурных подразделений облегчает доступ молодежи к обучению, особенно сельского, а с другой стороны, филиалы вузов, не имеют достаточного уровня развития научно-образовательного, материально-технического, информационного обеспечения, научно-педагогических школ, не соответствуют стандартам качественной образования.

Поэтому на государственном уровне проводится работа по избавлению лицензий на осуществление образовательной деятельности такими структурными подразделениями. Осуществляемое упорядочения сети вузов будет иметь своим следствием активизации внутри- и межрегиональных образовательных перемещений населения.

Среди практических мероприятий реализации потенциала внутри- и межрегиональной образовательной миграции весомая роль отводится сотрудничеству между университетами на межрегиональном уровне в организации широкого обмена студентами, аспирантами и преподавателями, в частности, относительно: обмена студентами для прохождения ими учебных и производственных практик, организации их досуга и отдыха; обмена аспирантами и докторантами с целью их участия в совместных научных исследованиях по различным отраслям науки; обмена преподавателями для преподавания учебных дисциплин, подготовке учебников, разработку совместных специальных курсов, лабораторных работ.

В условиях глобализации возрастает роль образовательной миграции как важной, интеллектуальной по содержанию формы миграций населения. В Украине рост количества студентов вузов I-IV уровней аккредитации является результатом дальнейшего укрепления потенциала национальной образовательной системы, а также индикатором роста объемов образовательной миграции на внутри- и межрегиональном уровнях.

Образовательная миграция преподавателей и ученых является весомым фактором, способствующим интеграции украинских ученых и молодых специалистов в международное образовательное и научное пространство. Намерения временно включиться в образовательные интеграционные связи - это эффективный канал получения дополнительного заработка, самоутверждения, реализации интеллектуального потенциала преподавателей и ученых. Вместе с тем, если будет обеспечено возвращение их на родину, то после нескольких лет работы за границей они принесут в Украину новый интеллектуальный продукт, новые знания и технологии, новую трудовую этику.

Использование авторского подхода к составлению рейтинга регионов Украины по региональным индексом образовательной мобильности позволяет отслеживать позицию каждой области по показателям образовательных перемещений; проводить мониторинг рынка образовательных услуг.

Итак, как на государственном, так и на региональном уровнях из-за мер региональной политики последовательно проводится работа с тем, чтобы «поставить под контроль» или упорядочить процесс «утечки мозгов».

миграция образования

Внедрение в практику регионального управления вопросу урегулирования проблемы оттока высококвалифицированных специалистов позволит одновременно максимально эффективно использовать имеющийся научный потенциал страны, регионов, качественно обновить систему образования в соответствии с европейским уровнем.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!