Распечатать страницу

Задача

« Назад

17.02.2015 20:48

Учитывая то, что конструкторская деятельность учащихся тесно переплетается с решением творческих заданий и технических задач, поэтому следует объяснить цель понятий «задача» и «задание». Различные отрасли человеческого существования, в том числе и наука и техника, используют эти понятия достаточно широко. Специалисты по педагогике, психологии, философии и отрасли науки и техники по-разному относятся к обозначению этих понятий.

задача

Решение задач любой деятельности - это всегда получение определенных результатов - результатов вычислений, построения, работы и т.д. Так, А. М. Матюшкин определяет понятие «задача», как способ знакового представления задания одним человеком другому (или самому себе), который указывает на способ и обстоятельства ее достижения.

Под задачей, считает В. О. Моляко, понимается самостоятельная проблема, которая задается, формулируется или содержится в обстоятельстве задачи, требующей от субъекта определенного действия при поиске ответа на тот или другой вопрос. А творческой задачей можно назвать такую, которая в целом есть новой, неизвестной для субъекта или имеет важную новизну, что обусловливает большие умственные способности, специальный поиск, нахождение нового способа ее решения.

Более полное определение понятия "техническая задача", по нашему мнению, сформулировал М. С. Антонюк, как проблемное или не проблемное задание интеллектуально-практического характера, выполнение которого проходит в результате обобщения теоретических и практических знаний.

Приведенные определения не раскрывают полностью содержание этого понятия с позиции конструкторской деятельности старшеклассников, поскольку не представлена их классификация.

проблема

Задачи, по мнению И. И. Бака, целесообразно разделить на познавательные, практические, творческие, а в зависимости от подготовленности старшеклассников до определенного уровня творческой деятельности, он разбивает их на такие группы:

1. Задачи на обобщение и конкретизацию. Ценность этих задач лежит в определении  системы обобщенных знаний и умений.

2. Задачи на конструирование, к конструированию и переконструированию технических устройств.

3. Задачи, решение которых строится на способе формирования причинно-следственной зависимости между различными техническими явлениями и процессами.

4. Задачи, решение которых строится на возможности оперировать пространственными образами, соотношениями и зависимостями.

решение задачи

Процесс конструкторской деятельности ряд педагогов-ученых связывают с определением конструкторских, технологических и организационных задач. Приведем их обобщенную характеристику:

конструкторские (формируют творческое мышление, умение спланировать и разработать конструкцию изделия и т.д.): анализ конструкции; на выбор оптимального варианта принципиальной схемы конструкции; на повышение прочности, устойчивости, надежности изделия; на выяснение способов избегания негативного действия или явления; на обозначение доступной формы, числа деталей, методов их крепления; на выбор или замену материалов, необходимых для изготовления изделия и т.д.;

технологические (формируют умение планировать процесс изготовления, сборки изделия и т.п.): на выбор рациональных способов разметки и контроля; использование приспособлений, которые экономят время, материалы и усилия, а также позволяют выполнить сложные операции; на выбор технологии, которая надает способ использовать экономико материалы, усилия и улучшить качество изделия;

• организационные (умение планировать, организовывать, регулировать и самоконтролировать конструирования изделия): на рациональную организацию труда в бригаде; на рационализацию рабочего места; на расширение параметров использования инструмента и приспособлений; на совершенствование трудовых приемов.

обучение

Относительно понятия «техническое задание», то его можно рассматривать как определенную последовательность технических задач, решение которых обеспечит совершенствование или создание изделия (устройства), осуществляется по указанию учителя или по собственному замыслу.

Таким образом, конструкторская деятельность старшеклассников как одна из основных составляющих допрофессиональной подготовки следует осуществлять на основе проектно-технологической системы. Это предопределило постановку таких вопросов:

1) формирования технико-конструкторских знаний, умений и навыков;

2) выявление и развитие творческих возможностей, которые определяются склонностью старшеклассников к техники и технического творчества, конструирования, технического мышления, пространственного воображения и технической наблюдательности, четко выраженной зрительной и моторной памяти;

3) расширение и углубление знаний, умений и навыков общетрудового характера в процессе изготовления изделий.

Эффективность решения таких задач, как показывает анализ теоретических источников, зависит от многих факторов: содержания задачи для старшеклассников определенных возрастных категорий, выбора объектов конструирование и изготовление, подобранного учителем «педагогического инструментария».

мышление

В психолого-педагогическом аспекте задачи классифицируют:

  • по способу представления условия;

  • по степени сложности;

  • за методами решения;

  • за полнотой данных;

  • по смыслу;

  • по основной дидактической цели;

  • по месту в процессе обучения и др.

Так, по месту в процессе обучения выделяют учебные задачи, которые выполняют студенты в своей учебной деятельности, и дидактические задачи, то есть задачи управления этой деятельностью, которые решает учитель.

Педагог Т. Лернер среди учебных задач выделяет познавательные задачи, направленные на формирование учащимися новых знаний и методов деятельности. "Особенности познавательных задач в том, что ученик, имея все главные данные, нужные для последующего решения задачи, не может, однако, вычеслить это решение непосредственно из этих данных. Чтобы получить результат, он должен переделать эти данные и персонально выполнить с их помощью ряда практических и умственных действий в нужной последовательности.

За дидактической целью и степенью самостоятельности учащихся в процессе решения, задачи разделяют на учебные и поисковые. Методист Л. Закота за основной дидактической целью выделяет следующие типы задач:

- задачи-упражнения, направленные на формирование определенных навыков и умений;

- задачи на усвоение новых теоретических положений;

- задачи на выяснение сущности явлений, событий, процессов;

- задачи на определение способов деятельности;

- задачи на широкий перенос способов деятельности в новые условия, способствующие формированию творческих способностей школьников;

- задачи-комплексы на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков.

Н. Метельский по дидактической цели делит все задачи на познавательные, тренировочные и развивающие.

Однако любая классификация не является абсолютной, ибо те же задачи в зависимости от основания классификации можно отнести к разным группам, а некоторые задачи не относятся ни к одной из групп данной классификации.

В методической литературе по математике существует разделение школьных задач на следующие виды:

1) задачи на вычисление;

2) задачи на доказательство;

3) задачи на построение;

4) задачи на исследование.

Математика начальной школы оперирует преимущественно задачами первой группы. Чаще всего они подаются в форме так называемой арифметической текстовой задачи.

Кстати, хотим Вам напомнить, что наши специалисты (ИЦ «KURSOVIKS») могут для Вас подготовить любую учебно-научную работу: заказать, купить или сделать задачу, задача на заказ и все другие виды научных работ. Для этого достаточно воспользоваться автоматизированной формой на сайте для заказа работ или в социальной сети ВК. Просто напишите нам и мы выполним любую работу на заказ за Вас! Быстро, качественно и дешево).

С уважениеи ИЦ "KURSOVIKS"!