Распечатать страницу

Доклад

« Назад

03.02.2015 19:33

Наверняка вы заметили, что в университете довольно часто нужно подготовить доклад на определенную тему. Всех секретов конечно же вам не расскажем, но некоторые важные правила все же напомним.

доклад

Интернет дает такое определение: «Доклад - это вид самостоятельной научно-исследовательской работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой темы, рассматривает как различные точки зрения, так и собственный взгляд на проблему».

Ну как ничего сложного. Но как сделать это так, что она была интересной? Это уже другой вопрос. Можно выделить несколько важных правил по принципу «3 на 3». Три важных момента к выступлению и три в течение выступления.

Тема - ПОЛОВИНА УСПЕХА!

цели доклада

Первое, нужно хорошо определиться с темой. Понятно, что лучше выбирать такую тему, чтобы она была интересной вам (если, конечно же есть в университете :) Если тема вам совершенно не нравится, вы никогда ее не расскажете хорошо. В такой ситуации, можно использовать маленький секрет - заинтересовать себя темой! Посмотреть на нее с разных сторон, представить себе, что вы директор крупного холдинга и, например, о корпоративном финансировании вам нужно рассказывать не в паре, а собрании акционеров.

Второе, обдумать, какие источники будете использовать. Вы произведете впечатление старательного студента, если используете не просто информацию из Интернета, а сами ищете в трудах известных авторов (желательно нескольких, чтобы сравнить разные точки зрения). Кстати, это сделать очень просто даже в Интернете. Когда ищете информацию в Google, стоит после названия доклада, например, «корпоративное финансирование» добавить приставку pdf (т.е. «корпоративное финансирование pdf»). И вы получите кучу разных научных статей с сайта Вернадского. Вот вам и данные для анализа и ссылки для вида.

требования к докладу

Третье, нужно составить план доклада. Обязательно в каждом докладе должно быть вступление (это могут быть просто несколько предложений о теме, ее актуальность и проработаные источники). Далее обычно идет теоретическая часть. Будет очень хорошо, если вы помимо различных точек зрения известных авторов, дополнительно укажите определенные статистические данные или законы. Затем можете переходить к постановке проблемы и выражения своего мнения или способов решения. И не забудьте, о заключении. В нем кратко описываются результаты исследования.

УВЕРЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ - ВАША ПОБЕДА!

Даже если вы ничего не знаете и тема почти не понятна, уверенное и четкое выступление производит впечатление, будто вы готовились целый месяц и исследовали все что можно :)

В-четвертых, если вы планируете выходить из листочком, то лучше пусть там будут не 10 страниц вашего целого доклада, а просто краткий план или определенные тезисы. Они помогут вам сориентироваться, когда что-то забудете. Листать все 10 листочков перед аудиторией все равно не хорошо, а подсмотрев на маленький план, сразу же все вспомните.

В-пятых, когда у вас есть возможность выписать определенные данные из доклада на доску - сделайте это! Вы можете аргументировать это тем, будто хотите, чтобы слушатели вас лучше поняли или восприняли. А на самом деле - это будет маленькая шпаргалка для вас самих, которая придаст уверенности. Целесообразно писать определенные цифры, имена, годы. Если вы хорошо ориентируетесь в графиках, то изобразите несколько штук на доске. Иногда смотря всего на один рисунок, можно рассказать очень много!

структура доклада

В-шестых - последнее, но почти самое главное: перед тем как выходить рассказывать, пробегитесь по докладу глазами и настройте себя, что вы все знаете и все будет хорошо! Уверенность при рассказе - главное! (ну а когда все-таки что-то и забудете, то у вас будет короткий план и график на доске).

Предлагаем вашему вниманию 25 советов по синтаксису, семантике и логике, которые помогут улучшить ваш стиль.

1. Начинайте предложения из субъекта и его действия. Слабое начало, в частности, из вставных конструкций, отвлечет внимание читателя.

2. Заканчивайте предложения тоже сильной конструкцией.

3. Болше глаголов активного состояния, меньше пассивного.

4. Используйте пассивное состояние, когда хотите описать пострадавшего, жертву действия.

5. Следите за тем, чтобы наречия не дублировали содержание глаголов. «Быстро помчался» - это тавтология.

6. Не используйте деепричастия там, где без них можно обойтись. «Ранив охранника и сломав двери, грабитель подорвал сейф» - нежелательно, «Грабитель ранил охранника, взломал дверь и подорвал сейф» - лучше.

7. То же касается причастий.

8. Не бойтесь длинных предложений. Когда вы правильно построите длинное предложение, используете эпитеты и сравнения, обеспечите ритм, начнете и закончите сильными словами - читателю понравится.

9. Используйте параллели. Но не слишком увлекайтесь.

10. Отдавайте предпочтение простым словам.

11. Ключевые слова должны повторяться в статье, это логично и полезно для поисковой оптимизации в сети. Но обеспечьте достаточно пространства между этими повторами, разделите их.

12. Меткий каламбур украсит даже серьезный текст. Старайтесь играть с этими словами, с которыми не играли десятки журналистов.

13. Заранее позаботьтесь о том, чтобы детали, имена, географические названия, цвета и т.д. придают повествованию уникальности, оно лучше запоминается.

14. Ищите нетривиальные метафоры и вербальные иллюстрации принципов. Не останавливайтесь на «креативе первого уровня», который приходит в голову сразу - он на самом деле не обогащает текст.

15. Варьируйте длину предложений и абзацев, чтобы менять скорость чтения и помогать читателю сохранять концентрацию.

16. Используйте ритм: во фрагментах, где говорится о серьезных вещах, он должен быть медленным, где менее серьезные - быстрым.

17. Употребляйте по очереди абстракции и символы. Статья из одних абстракций скучная, из самых символов - слишком пафосная.

18. Почитайте черновик текста вслух.

19. Не забывайте о разнице между репортажем и статьей. Статья создается для того, чтобы поделиться информацией, репортаж - чтобы поделиться опытом.

20. Вставьте в текст диалоги отдельными строками без кавычек - кавычки делают чтение более медленным, особенно когда их много сплетено в одном абзаце.

21. Используйте намёки развязки уже в начале статьи, но только намёки, а не спойлеры - храните интригу.

22. Самые интересные доклады получаются тогда, когда весь текст является ответом на интересующую тему читателя.

23. Меняйте «ракурс письма», будто вы снимаете картину событий камерой: деталь, общий план, панорама и так далее.

24. Воспользуйтесь архетипами, а не стереотипами.

25. Превратите свою прокрастинацию на планирование: когда ленитесь писать, хотя бы составляйте план статьи в голове.

как написать доклад

Рассмотрим структуру доклада

1. Введение.

Во введении целесообразно очень коротко показать актуальность темы, при необходимости указать цель исследований, если ее не понятно из названия.

При необходимости, можно сделать до 5 строк обзор современных научных источников (именно научных источников - статей и монографий, а не учебной литературы).

Не стоит писать во введении общеизвестные факты и «воду». Например, не будет желания слушать ваш доклад, если он начинается с таких фраз: «Пищевая промышленность - очень важная отрасль народного хозяйства, от которой зависит ...» или «Решением 20 съезда партии определено ведущую роль пищевой промышленности как очень важной отрасли народного хозяйства ... », « Хлеб является основным продуктом питания ... ».

2. Материалы и методы.

Здесь нужно лаконично описать материалы, при необходимости - их свойства, перечислить примененые методики исследований. Если методика стандартная, обычная - просто указать ее название. Если методика разработана вами - описать ее более подробно, описанием ее работы. Но тоже очень лаконично, без воды и общеизвестных фактов.

Типичная ошибка - писать в этом разделе, что не касается методики. Поэтому еще раз напоминаем - в разделе «Материалы и методы» надо писать только о материалах, которые использованны вами.

Ошибка, которая присуща экономическим докладам. Фраза «При исследовании использовались следующие методы: теоретическое обобщение и сравнение, системный подход, структурный анализ ...». Это только констатации, какие бывают методы исследований. Обычно эту фразу диктуют студентам на лекциях, и ни один из студентов не понимает ее. В таком виде фраза не имеет научной ценности. Целесообразно писать так: «При исследованиях <конкрентного явления, процесса> использован метод теороетичного обобщения, а именно <расписать, как этот метод использован>».

 3. Результаты.

Этот раздел самый большой, объемом до 2/3 вашего доклада.

Подчеркиваем, в этом разделе тоже все должно быть лаконично и без «воды».

Частая ошибка - отношение к докладу как к отчету о проделанной работе. Гораздо интереснее слушать доклад, если он представлен не как отчет. Для этого нужно убрать слова «паразиты». Например, «установлено», «определено», «в данной работе», «согласно результатам исследований». Вы являетесь автором доклада, и читатель уже автоматически понимает, что представленные результаты касаются именно ваших исследований, все определено и установлено именно вами.

4. Выводы.

В выводах не нужно повторять то, что написано в других разделах. Это 1-2 коротких, заключительных предложения. В выводах можно сказать о научной новизне, или о ценности полученных результатов, и где их можно использовать. Типичные слова «паразиты» этого раздела - «следовательно» и «согласно результатам исследований». Без этих и подобных слов суть вашего доклада не изменится, но качество улучшится.

5. Список литературы.

Рекомендуем в списке литературы ссылаться только на современную научную литературу. Научная литература - это статьи и монографии. Сюда не относятся учебники, учебные пособия, стандарты, законы, патенты, сайты, паспорта оборудования, рекламная информация.

Лучший способ доказать, что ваша тема актуальна именно сейчас и именно во всем мире (а не только 40 лет назад на шестой части земного шара) - это привести в списке литературы несколько (1-2) современных зарубежных статей.

6. Язык доклада.

Если вы пишете доклад просто для отчета - для вас язык, как и все другие элементы структуры, не важен.

Если вы хотите представить ваши научные разработки для мирового научного сообщества - пишите доклад на английском. 99% научной информации в мире представлено именно на английском языке.

Кстати, хотим Вам напомнить, что наши специалисты (ИЦ «KURSOVIKS») могут для Вас подготовить любую учебно-научную работу: заказать, купить или сделать доклад, доклад на заказ, заказать доклад у специалистов, купить доклад, написать доклад, цены на доклади, цена на доклад и все другие виды научных работ. Для этого достаточно воспользоваться автоматизированной формой на сайте для заказа работ или в социальной сети ВК. Просто напишите нам и мы выполним любую работу на заказ за Вас! Быстро, качественно и дешево)

С уважением "ИЦ "KURSOVIKS"!