Распечатать страницу

Модель управления учебным процессом в вузе в условиях Болонского процесса

« Назад

В современной экономике определяющим производственным ресурсом являются знания и информация, причем знания опережают значимость средств производства и природных ресурсов.

болонский процесс

В высокоразвитых странах Европейского Союза главное внимание уделяется не формальному процессу вхождения национальной системы образования в Болонский процесс, а необходимость повышения конкурентоспособности своих стран в развитии естественных и инженерных наук с высокими технологиями. Система управления, в частности учебным процессом вуза, должна кардинально повысить качество обучения, материально-техническое обеспечение учебного процесса новейшими средствами информационной и мультимедийной технологий, а также повысить уровень практической подготовки студентов для успешного трудоустройства.

студенты

Схема процесса выработки управленческих решений по реализации указанных требований предусматривает определенные этапы. На первом этапе определены шесть основных направлений трансформации учебного процесса вуза:

- Переход на трехступенчатый уровень получения образования (бакалавр - магистр - доктор философии);

- Внедрение кредитно-модульной системы учета трудоемкости учебной работы;

- Осуществление контроля качества полученных студентами знаний и умение применять их на практике;

- Развитие мобильности студентов и преподавательского состава.

На втором этапе определяются объекты образовательного процесса, подлежат изменениям в соответствии с шести требованиям Болонской конвенции:

- Во-первых, основные формы учебного процесса;

- Во-вторых, контингент участников учебного процесса - студенты, профессорско-преподавательский состав, административный персонал, научный и инженерно-технический персонал.

процесс

На третьем этапе осуществляется выбор методов менеджмента, которые по характеру воздействия делятся на:

1) административные;

2) экономические;

3) технологические (учебно-методические);

4) социально-психологические.

На четвертом этапе разрабатываются конкретные управленческие решения, обеспечивающие практическую реализацию соответствующих требований Болонской конвенции в учебном процессе.

Модель управления учебным процессом в вузе в условиях Болонского процесса

Для реализации требований Болонской конвенции по переходу на трехступенчатый уровень с получением диплома доктора философии предусматривается на основании административного и финансового методов менеджмента принятия управленческих решений по организации хозрасчетных научно-практических лабораторий, которые должны проводить научно-исследовательские работы по тематике выпускных кафедр.

диплом

Это дает возможность совместить учебу с научной работой, осуществлять диссертационные исследования после магистратуры, а также обеспечить финансовые поступления за счет хозяйственных договоров на заказ субъектов рынка. При этом производится изменение структуры научной части вуза, а именно - создается научно-проблемная лаборатория при выпускных кафедрах, а также соответствующая коррекция штатного расписания и финансирования материально-технического обеспечения лаборатории.

Модель управления учебным процессом в вузе

Следовательно, контроль качества обучения осуществляется на базе административного и экономического методов менеджмента и на основании управленческого решения по применению системы информационных технологий в учебном процессе. Эта система предусматривает различные виды контроля: самоконтроль, текущий, модульный, итоговый, а также контроль прохождения сквозной практики.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!