Распечатать страницу

Краеведческие тенденции в ВУЗе

« Назад

Проблемы краеведения имеют комплексный междисциплинарный характер, в решении которых важная роль принадлежит географии, истории, биологии, этнографии и другим наукам. Их методы исследований и применяет краеведение.

краеведческие иследования

Вместе с тем, связи между составными частями национального краеведения проявляется четкой стилизованной звеном «территория-время-человек».

Именно поэтому внеклассная работа по естественнонаучным дисциплинам имеет важное значение в деятельности каждого коллектива вуза и есть одной из составляющих звеньев в системе углубления знаний учащихся. Она развивает их активность, интерес к полевым исследованиям, формирует мировоззрение, воспитывает чувство ответственности за порученное дело, способствует активизации познавательной деятельности, знакомит с доступными для них приемами научного исследования.

Как отмечает В. В. Бенедюк, «основные направления краеведческих поисков в целом определяются содержанием учебных программ. Главное внимание при этом сосредоточивается на раскрытии важнейших закономерностей в природной среде». Но краеведение рассматривается не как временный компонент методики обучения, а как систематическая, целенаправленная учебная и учебно-поисковая деятельность.

Основой внеобразовательной работы учащихся должны быть краеведческие исследования. При этом работа преподавателя с учащимися, их двустороннее непринужденное общение на парах географии или биологии естественнонаучного направления зависит от того, удается педагогу реализовать свои профессиональные интересы не в последнюю очередь через личное увлечение краеведческими исследованиями, тогда как «не каждый даже опытный преподаватель может добиться научной отдачи. Для этого, кроме определенного опыта, надо обладать такой человеческой чертой характера, как способность к творческому научному поиску».

Краеведческой работой учащимся необходимо заниматься систематически. В течение учебного года во внеклассное время работают секции краеведческого кружка или общества, проводятся однодневные экскурсии в окрестности населенного пункта, сбор и обработка статистических материалов и т.д. Одновременно осуществляются стационарные наблюдения над явлениями природы (метеорологические, гидрологические, геоморфологические, биогеографические, фенологические). Во время каникул уместно организовать длительные экскурсии и походы за пределы своего населенного пункта.

походы

Приступая к развертыванию краеведческой работы в вузе, преподаватели должны спланировать продуманную программу исследований и составлять на определенные отрезки времени детальные календарные планы выполнения этой программы.

Во время учебных занятий предусматривается ориентация на краеведческий принцип, под которым, вслед за Н. Ю. Рудницкой, понимаем такую структуру содержания учебного материала, которая позволяет установить взаимосвязь между научно-теоретическими знаниями и результатам исследования региона, в котором они проживают. По сути, реализация краеведческого принципа на уровне вуза позволяет обеспечить региональный подход к определение содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса. Однако особое внимание привлекает краеведческая работа, которая проводится преимущественно во внеурочное время.

Организуя краеведческую работу, необходимо применять принцип своеобразной эстафеты поколений юных краеведов, в процессе которой следующее «поколение» пополняет сведения о свой населенный пункт, добытые предшественниками, и сохраняет материальные результаты их исследований. Это, конечно касается и преподавателей, которые руководят краеведческой работой.

Привлекая учащихся к краеведческой работе, нужно чтобы они в течение определенного времени выполняли отдельные несложные задания, пока не докажут свое желание постоянно проводить краеведческие исследования. В то же время не следует забывать о том, что единственным критерием привлечения учащихся к краеведческой работе должен быть интерес к ней и наклон к выполнению определенных конкретных функций (метеорологические наблюдения, ґрунтознавчие исследования, ботанические и зоогеографические исследования и т.д.).

Самодеятельность участников краеведческой работы заключается в самостоятельном решении учащимися под руководством преподавателей всех организационных вопросов, в подготовке собственными руками всего нужного оборудования и собственноручном оформлении материальных результатов исследований, которые могут служить основой написания научной работы по естественным дисциплинам.

Результаты краеведческих исследований могут также использоваться во время изучения отдельных тем или во время плановых экскурсий в окрестностях населенного пункта. В итоге материалы краеведческих исследований должны быть оформлены в виде коллекций, макетов, схем, карт, графиков, текстовых планов и постоянно экспонироваться в краеведческом углу или музеи. С краеведческой работой вуза должны быть осведомлены не только коллектив учащихся и преподавателей вуза, но и родители учащихся, местные организации. Популяризировать краеведческую работу можно в форме эпизодических выставок и докладов, и не только в вузе, но и на уровне населенного пункта, района или области.

краеведение

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!