Распечатать страницу

Отображение качества образования в современной Германии

« Назад

Концепция модернизации образования Германии ориентирована на децентрализацию ее управления и оптимизацию управленческих структур, активизирует работу министерств федеральных земель, обеспечивает им право самостоятельного определения путей развития подчиненных им высших учебных заведений.

образование в германии

Переход к децентрализованной системе управления высшим образованием в Германии происходит постепенно. В настоящее время в стране наблюдается новый порядок отношений между государством и высшим учебным заведением, которое становится возможным благодаря принципу субсидиарности. Вместо частичного управления работой вузов (бюджетных и организационных обязательств) в Германии прослеживается тенденция управления с децентрализованной ответственностью за результаты.

Следует отметить, что необходимость в пересмотре и дополнении к рамочному закону возникла из-за многочисленных недостатков системы высшего образования, а именно: очень долгий срок обучения, высокий уровень отсева (30 и более процентов студентов), недостаточное руководство студентами на первых этапах обучения и в процессе подготовки дипломных работ и диссертаций, а также падение конкурентоспособности системы высшего образования страны.

Наряду с описанными изменениями в отношениях между государством, федеральными землями и вузов (вертикальные изменения) продолжаются горизонтальные изменения в вузах Германии, целью которых является создание новых организационных средств с опорой на производственно-экономические элементы.

Новый процесс руководством вуза, который направлен на изменения во внутренней работе высшей школы охватывает следующие сферы:

  • финансирования вузов на основе показателей качества, то есть финансирование, которое до недавнего времени было ориентированным на расходы, расширен за счет прибыльных компонентов. В основном это означает, что средние отчисления в вузе по их образовательные услуги накапливаются, государство же концентрируется на функции кредитора по проверке качественных результатов и достижений, то есть на прибыли;

  • изменения в распоряжении финансовыми средствами, поскольку гибкость и глобализация, присущие внутренним бюджетам вузов, имеют больше преимуществ по сравнению с централизованным бюджетированием вузов. При этом принцип глобализации бюджета базируется на положении, что децентрализованным учреждениям обычно лучше, чем централизованным инстанциям, определять собственные потребности и приоритеты. Стоит отметить, что 10% бюджета немецких вузов составляют поступления от федерального правительства, а 90% - от правительств федеральных земель;

  • следующим элементом, связанным с глобализацией бюджетов, является согласование даты поступления платежа (нем. Zielvereinbarungen), которое уже апробировано в некоторых федеральных землях. Оно базируется на партнерских отношениях между вузами как генераторами инновационных идей и государства в качестве спонсора. Характерным для этой процедуры является ориентация на цели и результат, которые можно проверить в зависимости от индикаторов результата (например, количество выпускников, дополнительные исследовательские поступления или количество защищенных диссертаций в университетах). Преимуществом согласований является то, что они фиксируются письменно и публикуются публично для большей прозрачности и обязательности;

  • дерегулирование компетенций по принятию решений должно осуществляться в форме регулирования снизу вверх. Такая форма регулирования предполагает больше эффективности и ответственности в отношении качества обучения со стороны тех, кто принимает решения.

образования в Германии

По нашему мнению, в условиях присоединения Украины к европейскому образовательному и научному пространству на принципах равноправного партнерства опыт Германии в сфере управления образованием может быть не только предметом изучения, но и заимствования.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!