Распечатать страницу

Болонский процесс и развитие высшей школы в Украине

« Назад

Для достижения поставленных целей страны - участницы «болонского клуба» обязались провести реформы в сфере высшего образования по принятым критериям и стандартам для совместимости и сопоставимости национальных систем высшего образования, что, в частности, предусматривает введение системы сравнительных степеней высшего образования и сроков обучения, качества (прежде всего внедрение модели экспертного оценивания органов с качества на национальном уровне), введение единых стандартов квалификаций (рамок квалификаций), кредитно-трансферной системы, совершенствования схем и усиление академической мобильности, внедрение интегрированных учебных, исследовательских и воспитательных программ.

профессиональные оценки достижений в болонских реформах

Поэтому актуально является подходящим вопрос о достижениях болонских реформ высшего образования, что, несомненно, по глобальным контекстом должны иметь национальное измерение.

После Болонского процесса в Украине проведен ряд мероприятий, свидетельствующих о системном реформировании высшей школы. Основные достижения определены в аналитическом отчете Болонского Секретариата, подготовленном на основе Национального отчета по внедрению положений Болонского процесса в системе высшего образования Украины в 2007-2009 гг.

Сегодня, находясь на рубеже начала нового этапа болонских инициатив и подводя итоги собственных достижений за предыдущий период, можно констатировать, что насущность реформы высшего образования несомненна. Однако на фоне профессиональных оценок достижений в болонских реформах высказываются также и критические замечания.

Таким образом, оценка реформы высшего образования в Украине по результатам выполнения задач, очерченных в рамках отдельных этапов Болонского процесса, не в полной мере соответствует общественным запросам и профессиональным ожиданиям относительно реформирования высшего образования.

студенты, этапы болонских инициатив

В связи с этим, на наш взгляд, важным встает вопрос об определении четких приоритетов развития системы высшего образования Украины, в частности с учетом ее потенциала по национальной самоидентификации, в контексте расширения европейской образовательной традиции. Это обусловливает потребность в выяснении природы и сущности Болонского процесса для Украины, что целесообразно рассмотреть в юридическом смысле.

Вероятно, что заключение таких актов имеет целью определения формата сотрудничества в определенной сфере путем избрания гибких форм и методов регулирования. специфичность последних обусловлена чувствительностью сферы сотрудничества к внешнему воздействию, что может быть связано с национальными, внутригосударственными, другими особенностями. Именно к таким относится сфера высшего образования, что является приоритетом национальных и государственных интересов как система развития традиций национальной самоидентификации, интеллектуального потенциала, формирование гражданских и патриотических ценностей, высокой нравственности общества.

Болонский процесс и развитие высшей школы

В целом придерживаемся позиции, что модернизация национальной системы высшего образования не должна сводиться только к реформам в сфере образования, а рассматриваться как ключевой элемент и движущий фактор общего социально-экономического и культурного развития Украины. Европейская традиция сотрудничества всегда основывалась на разнообразии, которое относится к сферы стратегических интересов нации. Учитывая это и ориентируясь на европейскую интеграцию, следует всегда помнить о том, что мы, прежде всего, ответственность за собственный национально общественное развитие и собственную историю. Ее создание должно происходить на основе самоидентификации нации в разнообразии культур и традиций, воплощается также в национальной модели высшего образования.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!