Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по естественным дисциплинам \ Физика \ 2429. Лекция №3 - Формирование понятий о физических явлениях на основе экспериментальной деятельности

Лекция №3 - Формирование понятий о физических явлениях на основе экспериментальной деятельности

« Назад

Код роботи: 2429

Вид роботи: Лекція

Предмет: Фізика (Физика)

Тема: №3, Формирование понятий о физических явлениях на основе экспериментальной деятельности

Кількість сторінок: 27

Дата виконання: 2015

Мова написання: російська

Ціна: 200 грн

Введение

1. Конструирование понятия о явлении на основе структурной схемы

2. Применение структурной схемы понятия о физическом явлении в учебных ситуациях

3. Обобщённая схема деятельности по созданию понятия о физическом явлении

4. Примеры применения методики формирования понятия о явлении на эмпирическом уровне познания

Литература

Определение понятий − это необходимое умственное действие по сопоставлению термина и соответствующего ему элемента знания.

Мы показали, как можно обучать умению формулировать понятия, даже начиная с 5-го класса, по схеме Аристотеля: термин - род - видовые отличия. Мы дали определение физическому явлению как изменению состояния материального объекта (МО-I), причиной которого является воздействие на него другого мате- риального объекта (МО-II) в конкретных условиях (УВ).

Мы подчеркнули, что при составлении определения по схеме Аристотеля в видовых признаках того или иного явления следует указывать:

а) с каким объектом происходит это явление (в обобщённом виде − МО-I);

б) какое именно изменение состояния происходит (характеристики объекта МО-I в начальном и конечном состояниях);

в) при взаимодействии с каким объектом МО-I изменяет состояние (МО-II);

г) при каких условиях происходит это взаимодействие (УВ).

Обратите внимание ещё раз на элементы, из которых составляется определение понятия о физическом явлении: объект, с которым происходит явление, его начальное и конечное состояния, воздействующий объект, условия взаимодействия – все эти элементы часто обсуждаются на уроках и включены явно или неявно в физические задачи, в лабораторные и исследовательские работы, в анализ классических экспериментов, лежащих в основе теорий.

Поэтому с первых уроков физики важно чётко придерживаться изложенной структурной схемы введения понятий о физическом явлении, однако полноценное формирование деятельности по созданию понятия о явлении стоит перенести на более поздний срок, когда учащиеся будут обладать определёнными аналитическими навыками. Покажем методы обучения деятельности по формированию понятий о физических явлениях на основе экспериментальной исследовательской деятельности, которую можно назвать эмпирическим методом познания.

1. Ивашкина Д.А. Расчёт параметров процессов, происходящих в цепях постоянного тока, содержащих катушки индуктивности // Физика-ПС. 2002. № 9. С. 4–19.

2. Ивашкина Д.А. Применение опорных схем для анализа условия задачи и путей решения // Физика-ПС. 2008. № 12. С. 5–6.

3. Анофрикова С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Ч. 1. Разработка уроков. М.: МПГУ, 2001.

4. Томилин А.Н. Мир электричества. М.: Дрофа, 2004.

5. Кикоин А.К. Два вида электричества (Из истории физики) // Квант. 1984. № 1. С. 34–36. – URL: http://www.physbook.ru/index.php/ Kvant_Электричество.

6. Ивашкина Д.А. Освоение метода познания на уроках физики // Физика-ПС. 2011. № 14. С. 25–27.