Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по естественным дисциплинам \ Физика \ 2427. Лекция №1 - Системно-деятельностный подход. Теория поэтапного формирования умственных действий

Лекция №1 - Системно-деятельностный подход. Теория поэтапного формирования умственных действий

« Назад

Код роботи: 2427

Вид роботи: Лекція

Предмет: Фізика (Физика)

Тема: №1, Системно-деятельностный подход. Теория поэтапного формирования умственных действий

Кількість сторінок: 25

Дата виконання: 2015

Мова написання: російська

Ціна: 200 грн

Введение

1. Элементы физического знания

2. Опорные виды деятельности учащихся на уроках физики

3. Как обучать деятельности: теория поэтапного формирования действий

4. Примеры применения теории поэтапного формирования умственной деятельности на уроках физики

4.1. Деятельность по распознаванию явления механического движения

4.2. Деятельность по распознаванию объекта «насыщенный пар»

Литература

С 2010 г. в отдельных образовательных учреждениях и образовательных системах регионов педагогические коллективы перешли на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) не только в начальной школе, но и в основной. Обновление стандарта подготавливалось давно [1].

По плану учителя-предметники должны включаться в данную работу по мере взросления поколения, начавшего обучение в школе в 2010 г. (табл. 1.1, [1]). Учителя физики должны начать работу в рамках ФГОС с 2017 г., когда в 7-е классы придут учащиеся с уже развитыми метапредметными умениями. Однако практика показывает, что нередко в силуадминистративных факторов, учителя должны быть готовы к реформам с некоторым опережением. Да и сами эти реформы, внедряемые административно, могут давать не совсем те эффекты, которые были заложены в концептуальной идее. И к этому надо быть готовы.

Таблица 1.1

Введение Федерального государственного стандарта общего образования

Класс

Годы введения ФГОС

Класс

Годы введения ФГОС

*

2010–2011

6

2016–2017

1

2011–2012

7

2017–2018

2

2012–2013

8

2018–2019

3

2013–2014

9

2019–2020

4

2014–2015

10

2020–2021

5

2015–2016

11

2021–2022

В отличие от Федерального компонента, введённого в 2004 г. в нашу систему образования, во ФГОС (2010) более чётко определены результаты обучения, большая часть которых представляет собой системы освоенных учащимися действий [2].

Ключевой составляющей стандарта теперь являются планируемые образовательные результаты (в новой редакции Закона они названы «Требования к освоению основных образовательных программ»). Требования подразделяются на три параллельные системы действий, которыми должны овладеть школьники: личностные, метапредметные и предметные (последние связаны с первой концепцией стандарта и органично вошли в новый вариант).

Таким образом, учитель должен построить методику преподавания предмета с учётом новых требований, выстроить траекторию обучения учащихся в соответствии с планируемыми образовательными результатами, организовать на уроках соответствующие виды деятельности, продумать необходимые для этого средства и методы обучения.

Учащийся должен уметь среди прочего определять понятия, создавать обобщения, строить умозаключения и так далее. В этом проявляется деятельностный характер Стандарта. Наряду с личностными и метапредметными результатами в Стандарте прописаны действия, которыми ученик должен овладеть на уроках естественно-научного цикла и конкретно на уроках физики.

Поскольку физика – наука экспериментальная, действия эти касаются экспериментальных навыков учащихся, и многие из них не могут быть освоены ни на каких других уроках, кроме физики.

Кроме того, в документах Стандарта прямо сказано, что школьный курс физики является системообразующим для всех предметов естественно-научного цикла [3]. Поэтому многие методологические умения, перечисленные в составе метапредметных результатов, должны в существенной своей части усваиваться именно на уроках физики.

Ещё одна особенность Стандарта проявляется в том, что он нацеливает всё педагогическое сообщество на формирование у обучаемых конкретных компетенций.

В программных документах и методической литературе встречаются самые разные понимания этого термина:

-·Компетенция – это совокупность определённых знаний, умений и навыков, о которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы.

- Компетенция – способность эффективно использовать на практике полученные знания и навыки [4].

- Компетенция – это вид деятельности, владение которым позволяет человеку успешно решать профессиональные, бытовые, социальные проблемы [5].

При любом определении этого термина ясно, что речь идёт о видах деятельности, которые усвоены учащимися в ходе обучения в школе. Чтобы усвоить определённый вид деятельности, любой человек должен выполнить её многократно, тем более если речь идёт об учащихся, чьи стратегии действий, привычки в способах решения проблем практически к 12 годам сформированы, как утверждают психологи, лишь на 80%. Таким образом, учитель физики не только должен продумывать систему деятельности по формированию веера компетенций, связанных с экспериментом, но и спланировать её так, чтобы учащиеся имели возможность осуществить эту деятельность многократно.

Посмотрим, какими видами деятельности должен заниматься учащийся на уроках физики. Основные результаты даны в тексте Стандарта, более детализированные действия прописаны в Примерной программе по физике. Умения «проводить эксперименты», «обнаруживать зависимости между физическими величинами», «обрабатывать результаты измерений», «оценивать границы погрешностей результатов измерений» и «выводить из экспериментальных фактов физические законы» наводят на мысль об исследовательской деятельности по получению экспериментальных законов.

Действия «планировать и выполнять эксперименты», «объяснять полученные результаты и делать выводы» говорят также о качественном экспериментальном исследовании, например, по изучению нового физического явления. Ну а упоминание «видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета» напрямую приводит нас к выводу об исследовательском характере деятельности учащихся на уроках.

Таким образом, методика преподавания курса физики должна измениться, особенно в части организации фронтального эксперимента и методологической составляющей курса. Лабораторные работы должны приобрести исследовательский характер [6], а весь курс должен стать более систематичным в части освоения научного метода.

1. Шмелькова Л.В. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения. Презентация доклада на заседании Координационного совета по вопросам организации введения ФГОС ДОО Минобрнауки РФ 27–28 июля 2010 г. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6503.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – URL: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2588.

3. Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. М.: Просвещение, 2010.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2010.

5. Анофрикова С.В. Ключевые компетенции и методика их формирования на уроках физики. Дистанционный курс Педагогического университета «Первое сентября». – URL: http://edu.1september.ru/ distance/16/012.

6. Методические материалы к составлению программы универсальных учебных действий. Приложение 1. 7 класс. Приложение 2. 8 класс. Приложение 3. 9 класс // Физика в школе. 2011. № 5. Электронное приложение к журналу.

7. Анофрикова С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков. М.: МПГУ, 2001. (Первые две главы URL: http://physclub.ru/anofrikova.)

8. Попова О.Н. Обучение учащихся выявлению устойчивых связей и отношений между физическими величинами: Методическое пособие для учителей физики. Элиста: Элистинский лицей, 1998.

9. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005.

10. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. Физика: Учебник для 10 классов с углубл. изучением физики. М.: Просвещение, 2002.

11. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. 2. М.: Наука, 1990.

12. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2002.

13. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2001.

14. Физический энциклопедический словарь / Под общ. ред. акад. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1984.

15. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. 2-е изд. М.: Аванта+, 2002. С. 667.

16. ГОСТ 16263-70. Метрология. Термины и определения.

17. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.

18. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998.

19. Прояненкова Л.Я., Стефанова Г.П., Крутова И.А. Сборник задач и упражнений по физике. 7 класс. К учебнику С.В. Громова, Н.А. Родиной «Физика. 7 класс». М.: Экзамен, 2006.

20. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2006.

21. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. М.: Илекса, 2001.

22. ЕГЭ-2010. Физика: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский. М.: Эксмо, 2010.

23. Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. и др. Физика и астрономия: Учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2001.