Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по компьютерным дисциплинам \ Программирование (язык программирования С) \ 5437. Дипломная работа Разработка операционной модели программного комплекса для проведения деловых игр

Дипломная работа Разработка операционной модели программного комплекса для проведения деловых игр

« Назад

Код роботи: 5437

Вид роботи: Дипломна робота

Предмет: Программирование (язык программирование С) (Програмування (мова програмування C)

Тема: Разработка операционной модели программного комплекса для проведения деловых игр

Кількість сторінок: 76

Дата виконання: 2018

Мова написання: українська

Ціна: 2300 грн

Введение

Глава 1. Анализ систем (моделей) разработок для деловых игр

1.1. Основные понятия для разработки и проектирования операционной модели Студии компетентностных деловых игр

1.2. Обзор и анализ существующих автоматизированных деловых игр

1.3. Описание подсистем Студии компетентностных деловых игр

1.4. Модель прецедентов для операционной модели

1.4.1. Документирование прецедентов

1.4.2. Моделирование видов деятельности

Глава 2. Проектирование операционной модели

2.1. Проектирование базы данных

2.1.1. Концептуальная модель данных

2.1.2. Логическая модель данных

2.1.3. Физическая модель данных

2.2. Проектирование макетов форм

Глава 3. Разработка операционной модели

3.1. Средства, использованные для осуществления интеграции операционной и автоматной моделей

3.2. Алгоритм проведения игры для подсистемы проведения

3.3. Разработка форм игры

3.4. Контрольный пример

Заключение

Библиографический список

Приложения

Приложение А. Сравнение автоматизированных деловых игр

Приложение Б. Экономическое обоснование

В работе рассматривается разработка программного модуля операционной модели, которая является частью программного комплекса Студии компетентностных деловых игр. Студия компетентностных деловых игр – это инструментальная среда, обеспечивающая формирование компетенций Игрока.

Формирование компетенций происходит в процессе выполнения действий рабочего бизнес процесса. Рабочий бизнес-процесс отражает существенные характеристики реальных бизнес-процессов, протекающих в организации. Для формализации рабочего бизнес-процесса используется понятие Учебного бизнес‑процесса, включающего в себя карту операций, операции, точки принятия решений.

Исходными данными для операционной модели является код сцены деловой игры, которую формирует управляющий автомат (автоматная модель) на основании сценария деловой игры. По коду сцены операционная модель находит в базе данных деловой игры необходимые для этой сцены ресурсы и отображает их на экране. После получения реакции пользователя на сформированную моделью сцену, операционная модель меняет текущее состояние игры и передает его при помощи регистра состояния автоматной модели, которая в зависимости от состояния игры будет формировать код следующей сцены деловой игры.

Ресурсы игры – это программные объекты, которые используются для имитации бизнес-процесса, выполняемого Игроком для получения определенных компетенций. В качестве ресурсов могут выступать диалоговые окна, осуществляющие взаимодействие с Игроком и файлы различных типов, содержащие необходимую для выполнения заданного бизнес-процесса информацию. К моменту проведения игры ресурсы должны быть спроектированы разработчиками, и информация о ресурсах помещена в таблицы базы данных.

Задачами операционной модели являются: получение команды из автоматной модели (идентификатора следующей сцены), выбор из базы данных и размещение действий на форме, формирование формы взаимодействия с ресурсами (в соответствии с выбранным Игроком действием), вычисление текущего состояния игры и изменение регистра состояния игры, в зависимости от реакции Игрока на сложившуюся игровую ситуацию.

По сравнению со стандартными подходами к обучению (например, лекционными занятиями, тестами или практическими заданиями), организация процесса обучения через игру является более наглядным способом получения компетенций. Использование игр для обучения получило термин «геймификация» [1]. С помощью Студии компетентностных деловых игр предполагается разрабатывать и проводить бизнес‑игры, которые обеспечивают следующие преимущества:

1. Виден прогресс Игрока: на каждом этапе игры оценивается уровень компетенций Игрока, в конце игры вычисляется суммарный уровень компетенций.

2. Выполняются задания с различной структурой: разнообразие заданий для Игрока определяется ресурсами, которые будут разработаны.

3. Поощрение Игрока: ход игры зависит от результата Игрока на текущем этапе (например, если Игрок выполнил правильно сложное задание, то ему присваивается оценка выше или «штраф» меньше).

4. Наличие обратной связи от Игроков для корректировки деловой игры.

5. Универсальность: Студия компетентностных деловых игр может использоваться не только студентами, но и коммерческими организациями для обучения персонала.

6. Адаптивность игры: имеется возможность реализовать выполнения сценария деловой игры с учетом полученных игроком компетенций, например, можно повторить задания, в которых уровень полученных компетенций оказался меньше заданного.

7. Студия компетентностных деловых игр может дополняться программными модулями, отвечающими за функционал игры.

Необходимость разработки Студии компетентностных деловых игр вызвана тем, что в современных автоматизированных деловых играх нет возможности отслеживать динамику Игрока в ходе самой игры (на различных этапах). Следовательно, если результат Игрока оценивается только в конце игры, то и возможность повлиять на ход игры и настроить её под уровень текущих компетенций Игрока отсутствует. Студия компетентностных деловых игр предполагает встроенный в подсистему проведения механизм поэтапной оценки уровня компетенций Игрока и адаптации уровня сложности игры под его текущий уровень компетенций.

Процесс оценивания Игроков является автоматизированным и объективным. Помимо этого, Студия компетентностных деловых игр позволит разрабатывать прототипы моделей (тренажёры). Тренажёры часто используются для обучения в тех случаях, когда какой-то процесс (опыт и т. п.) достаточно сложно или невозможно воссоздать в реальной жизни.

Объектом исследования является интеллектуальная информационная система для проведения компетентностных деловых игр. Предметом исследования является операционная модель интеллектуальной информационной системы. Цель выпускной квалификационной работы – разработка программного модуля, который обеспечит выполнение функций операционной модели Студии компетентностных деловых игр.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Обзор и сравнение систем для проектирования и проведения деловых игр.

2. Определение функциональных требований к операционной модели.

3. Проектирование базы данных для подсистемы проведения.

4. Проектирование диалоговых форм.

5. Реализация операционной модели на языке программирования высокого уровня.

6. Разработка технической документации - технического задания (представлено в приложении C) и руководства пользователя (представлено в приложении D).

Результатом выполнения выпускной квалификационной работы является выполнение поставленных задач. В работе было проведено сравнение аналогов СКДИ по показателям, критериям, индикаторам, для сравнения были выбраны два аналога СКДИ: SimulTrain и SimVenture. Для того чтобы определить функциональные требования к операционной модели, была построена модель прецедентов операционной модели с их подробным описанием. По описанным основному и альтернативному потокам в модели прецедентов было проведено описание видов деятельности и построены диаграммы активности (видов деятельности).

На объектно-ориентированном языке C# было разработано приложение, реализующее функции ОМ, а также произведена интеграция ОМ и АМ (что в конечном итоге является подсистемой проведения ДИ). Приложение позволяет Игроку работать в двух режимах – игровом и отладочном.

Для ОМ СКДИ было разработано частное техническое задание (см. прил. C), а также руководство пользователя (см. прил. D). Кроме того, были спроектированы концептуальная, логическая и физическая (схема БД СКДИ) модели данных. Спроектированная БД была наполнена данными. Для Студии компетентностных деловых игр был написан бизнес-план, включающий в себя экономическое обоснование разработки студии, которое приводится в приложении B.

1. Левин М. Как технологии изменяют образование: пять главных трендов // FORBES [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://m.forbes.ru/article.php?id=82871] [Проверено: 30.04.2014].

2. Управление знаниями: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Трофимова, В. В. Трофимовой. СПб.: СПбГУЭФ, 2012. – 77 с.

3. Intelligent systems for aerospace engineering – an overview [Текст]: NASA Technical Report: 42-44 / NASA Ames Research Center; исполн.: Krishnakumar K. – United States, 2003. – 15 c. – Библиогр.: с. 15.

4. R. A. Wells Management Games and Simulations in Management Development: An Introduction // Journal of Management Development. 1990. Vol. 9, Issue 2. - p.4-6.

5. Deryabin A., Shestakova L., Vikentyeva O. The construction of competency-based business game operational model // International Journal «Information Technologies & Knowledge». 2013. Vol. 7, Number 4. - p. 3-13.

6. Глушков В. М., Трахтенброт Б. А. Введение в теорию конечных автоматов. М.: СП ЭКОМ, 1962. - 384 с.

7. Словарь современной экономической науки [Текст]: экономико-математический словарь / Л. И. Лопатников. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2003. – 520 с.

8. Ляпунов А. А. О математических проблемах кибернетики // Известия высших учебных заведений. Казань: Математика. – 1958. – № 5. – с. 166-174.

9. Olding E. “Engagification” of the Enterprise – Gamification and Employee Engagement // Gartner [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://blogs.gartner.com/elise-olding/2012/11/14/engagificationof-the-enterprise-gamification-and-employee-engagement/] [Проверено: 30.04.2014].