Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по гуманитарным дисциплинам \ Лингвистика русского языка \ 5763. Курсовая работа Подходы к изучению короткого рассказа и сравнительно-стилистический анализ творчества А.П. Чехова и М.М. Жванецкого

Курсовая работа Подходы к изучению короткого рассказа и сравнительно-стилистический анализ творчества А.П. Чехова и М.М. Жванецкого

« Назад

Код роботи: 5763

Вид роботи: Курсова робота

Предмет: Лингвистика русского языка (Лінгвістика російської мови)

Тема: Подходы к изучению короткого рассказа и сравнительно-стилистический анализ творчества А.П. Чехова и М.М. Жванецкого

Кількість сторінок: 36

Дата виконання: 2019

Мова написання: російська

Ціна: 500 грн

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению короткого рассказа

1.1. Особенности жанра короткого рассказа

1.2. Короткий рассказ, как объект литературоведческого анализа

Глава 2. Сравнительно-стилистический анализ творчества А.П. Чехова и М.М. Жванецкого

2.1. Особенности жанра чеховского рассказа

2.2. Жанровая приналежность Жванецкого. Языковая игра как основной сатирический прием в творчестве Жванецкого

2.3. Сравнительный анализ Чехова «Толстый тонкий» и Жванецкого «Везучий и невезучий»

Заключение

Список использованной литературы

Проведя данное исследование, мы выяснили, что рассказ - это небольшое повествовательное художественное произведение про одно или несколько событий в жизни человека или группы людей, в котором изображаются типовые картины жизни. Таким образом рассказ обособливает частный случай из жизни, отдельную ситуацию и придает им высокий смысл. Главная задача рассказчика - передать событие, образ, в его доподлинной уникальности. Жанровое отличие рассказа ряд исследователей видит в особенностях изображения характера: в рассказе он статичен, то есть не меняется в поступках и действиях, а только раскрывается.

Рассказ (тем более короткий) является видоизменением жанров басни, сказки, легенды, стиль которых уже устарел и им на смену пришел так называемый рассказ. К тому же корни рассказа лежат в фольклоре. Легенда, анекдот, сатира, песня, пословицы и другие виды народного творчества обусловили возникновение в художественной литературе повествовательного (рассказываемого) жанра.

Также мы выделили основные характерные признаки рассказа: малый объем, изображение одного или нескольких событий, четкий конфлікт, краткость изложения, закон выделения главного героя из среды персонажей, раскрытие одной, доминирующей черты характера, одна проблема и вытекающее из этого единство построения, ограниченное количество персонажей, полнота и законченность повествования, наличие драматургического построения.

В задачи литературоведческого анализа входит изучение художественного содержания литературного произведения. Под содержанием художественного текста понимается отраженный в нем фрагмент концептуальной картины мира автора, воплощенный в художественной (образной) форме с позиций определенного эстетического идеала.

Творчество М.М. Жванецкого представляет собой очень сложное и многогранное явление, феномен, аналогов которому нет ни среди писателей, ни среди эстрадных артистов.

Мы выяснили специфичные особенности произведений М.М. Жванецкого в жанровом аспекте и сравнили их с особенностями произведений А.П. Чехова. Самое основное в этом отношении заключается в том, что в творчестве обоих сатриков разных эпох представлены произведения разных жанров - юмор, сатира, ирония, лирика. Причем очень многие произведения М.М, Жванецкого с точки зрения жанровой принадлежности синкретичны; в творчестве М.М. Жванецкого широко используются самые разнообразные приемы языковой игры и отражены особенности спонтанной устной речи, причем не только в выступлениях, но и в опубликованных произведениях.

Рассказы Чехова называют новеллами. Поэтика поздних его рассказов иная, и она выражена в жанровом определении - «сатирический рассказ». Жанровая специфика рассказа Чехова порождена необычным союзом, сплавом анекдота и притчи: Эти жанры, при всей своей противоположности, имеют и много общего: им свойственна краткость, точность, выразительность, неразработанность индивидуальной психологии персонажей, ситуативность и вместе с тем обобщенность сюжета, несложность композиции.

Внимания заслуживает также то обстоятельство, что приемы языковой игры и особенности устной речи в произведениях М.М. Жванецкого рассмотрены с учетом их взаимодействия. Языковая игра в произведениях М.М. Жванецкого основана на отступлениях от кодифицированных норм на всех уровнях языковой системы, на подражании речи представителей какой-либо национальности, на нетрадиционном использовании приемов художественной выразительности и на несоблюдении законов логики, а прежде всего - на нарушении правил деления объема понятия.

Творчество М.М. Жванецкого настолько своеобразно и многоаспектно, что содержит много резервов для его дальнейшего изучения.

1. Жванецкий М. М. Собрание произведений. В 5 тт. [Текст] / М. М. Жванецкий - М., 2006.

2. Жванецкий М. М. Одесские дачи [Текст] / М. М. Жванецкий - М., 2006. - 208 с.

3. Михаил Жванецкий: «Везучий и невезучий» [Текст] // «Известия»: Интервью. 04.03.2004.

4. Аксенова О. А. Языковая игра как лингвистический эксперимент поэта: (лексика и грамматика в стихах Александра Левина) Электронный ресурс. / Александр Левин: [персональный сайт] // http://www.levin.rinet.ru/ABOUT/Aksenoval.htmI.

5. A. В. Анищенко // Язык и эмоции: личностные смыслы и доминанты в речевой деятельности. Волгоград, 2004. - С. 26-35.

6. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора: (синтаксис и лексика) Текст. / И. Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. - М., 1979. - С. 147-173.

7. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова - М., 1966.

8. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики Текст. / М. М. Бахтин. - М., 1975. - 504 с.

9. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста. М., 1990 - С. 103-104.

10. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика Текст. / В. В. Виноградов. - М., 1963. - 255 с.

11. Джемилева А. А. Специфика жанра и функция художественной детали в рассказах, статья.

12. Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова / В. Я. Линков – М: Издательство Московского университета, 1982. – 128 с.

13. Семанова М. Л. Чехов в школе / М. Л. Семанова – Л: Учпедгиз, 1954. - 282 с.

14. Чехов А. П. Избранные произведения в 3-х томах / А. П. Чехов – М: Художественная литература, 1964. том 1-622 с., том 2 – 614 с., том 3 – 622 с.

15. Чехов А. П. Избранные произведения / А. П. Чехов – Л: Лениздат, 1974. – 704 с.

16. Чуковский Корней. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5: К. И. Чуковский – М: Художественная литература, 1967. - 799 с.