Распечатать страницу

Развитие академической мобильности студентов

« Назад

В современной научной и педагогической литературе термин "академическая мобильность" является достаточно определенным, классифицированным из общих точек зрения, но, по нашему мнению, еще далеко не определены аспекты мотивационного основы в реализации возможностей получения новейших знаний и навыков средствами академической мобильности.

 мобильность студентов, средства академической мобильности

Во-первых, мобильность классифицируется как внутренняя – в пределах страны (стажировки и обмен межуниверситетского уровня), так и международная или внешняя (с привлечением сложного механизма продолжение обучение в иностранных учебных заведениях).

Во-вторых, процесс академической мобильности может касаться как студента, так и преподавателя (или врача, фармацевта) на этапе последипломного образования. Последний определяется как "обучения в течение жизни".

Не вызывает сомнения тот факт, что академическая мобильность студентов и преподавателей (как внутренняя, так и международная) является достаточно весомым механизмом развития высшей школы, которая имеет целью улучшение качества учебных программ и планов, уровня научных исследований, усиление академической и культурной интернационализации европейского высшего образования, степени личного развития и трудоустройства.

Отдельно в контексте задач, требующих решения, следует подчеркнуть необходимость упорядочения системы научных степеней в Украине, которая отдала международным стандартам; внедрение на рынке труда положений Национальной рамки квалификации.

Наибольшее беспокойство специалистов, которые учились и получили за рубежом, например, ученая степень магистр или доктора философии - РШ, вызывает процедура признание ученого и установка его научного уровня, которая на сегодня не достаточно определенной в нормативно-правовой базе Украины.

В Советском Союзе степень доктора философии – РШ считалась аналогом ученой степени кандидата наук. Согласно Международной стандартной классификации образования, для целей международной образовательной статистики РШ считается равным принятому в Российской Федерации (которая является правопреемником СССР) степени кандидата наук. В этом смысле, по нашему мнению, только безусловное признание в Украине ученых степеней, таких, как РШ, даст реальную возможность гражданам Украина, уже подтвердили свою научную квалификацию на европейском уровне, возвращаться на родину и работать по специальности.

При анализе факторов мотивационного направлении следует говорить о мотивации со стороны того учебного заведения, которое направляет на обучение; о мотивации непосредственно самих участников проекта и, мотивацию принимающего зарубежного заведения.

Мотивация со стороны отечественных учебных заведений формируется за счет приоритетов в модификации и развитии учебных планов и программ подготовки по возможностью внедрения стандартов двойного диплома; получения специалистами опыта методологического и методического обеспечения внедрения кредитно-модульной системы обучения в полном смысле этого термина; налаживание прямых отношений с зарубежными коллегами с возможностями приглашения к чтению отдельных лекций или содержательных модулей иностранных специалистов; повышение международного авторитета университетской школы; получения престижных рейтинговых характеристик.

Вместе с тем, вышеуказанные мотивационные параметры поведения лица, которое учится, были бы не полными, если не сосредоточить внимание еще и на необходимости использования опыта, полученного за рубежом, наконец в обществе и даже семье студента или ученого.

В завершение отметим, что современная молодежь, современный студент и ученый имеют достаточно рычагов по поиску себя как в учебном, так и в научном аспектах, в зарубежных университетах и научных школах.

мотивационные параметры, академическая мобильность студентов

Важно, чтобы их стремление было действительно реализовано и получило распространение в студенческой среде при обязательной поддержке администратора от учебы и науки, а полученные профессиональные знания нашли своих слушателей в отечественных аудиториях и служили развитию и авторитета именно отечественних учебных и научных школ.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!